Решение УФАС от 14.08.20 г. N 060/01/17-267/2020


02.12.21, 11:42

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

от 14 августа 2020 г. N 060/01/17-267/2020

 

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Управление) в составе:

Преседателя Комиссии:

"..." - руководитель Псковского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..." - начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

"..." - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

при рассмотрении дела N 060/01/17-267/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, в действиях "П" (местонахождение: <...>) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении при проведении электронного аукциона на осуществление закупки услуг по производству и размещению информационных сообщений и программ в эфире региональных радиопрограмм информационного радиоканала, направленных на освещение деятельности органов местного самоуправления города Пскова в сфере социально-экономической, общественно-политической, культурной и молодежной политики в 2020 году (номер извещения: 0157300025220000018) требований к доле информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

заседание велось посредством видео-конференц-связи, в присутствии Заявителя - "..." и представителя от Ответчика - "..." (доверенность N 1107 от 14.05.2020 года),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ),

 

установила:

 

13 февраля 2020 года уполномоченным органом - Администрацией города Пскова по заданию Заказчика - "П" опубликован электронный аукцион на оказание услуг по производству и размещению информационных сообщений и программ в эфире региональных радиопрограмм информационного радиоканала, направленных на освещение деятельности органов местного самоуправления города Пскова в сфере социально-экономической, общественно-политической, культурной и молодежной политики в 2020 году (номер извещения: 0157300025220000018).

 

Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 13.02.2020 12:25.

 

Начальная (максимальная) цена контракта - 400 499,95 рублей.

 

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.02.2020 09:00.

 

Для участия в аукционе было подана 1 заявка. По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе.

 

26.02.2020 года был размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе N 0157300025220000018-0.

 

10.03.2020 года Заказчиком заключен муниципальный контракт с ООО "РА" на предоставление услуг по производству и размещению информационных сообщений и программ в эфире региональных радиопрограмм информационного радиоканала, направленных на освещение деятельности органов местного самоуправления города Пскова в сфере социально-экономической, общественно-политической, культурной и молодежной политики в 2020 году, по НМЦК - 400 499,95 рублей.

 

Согласно пункту 3.1. контракта срок оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта по 20 июня 2020 года.

 

14.02.2020 года в адрес Управления поступило заявление (исх. N 2020-02-056 от 14.02.2020) в отношении вышеназванного аукциона, с указанием на преимущественные условия единственному участнику закупки.

 

14.04.2020 года Управлением было возбуждено дело N 060/01/17-267/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (материалы дела - Приказ N 44 от 14.04.2020 года).

 

17.04.2020 года Управление в соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона N 135-ФЗ, вынесло определение о назначении дела N 060/01/17-267/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 17.04.2020 года N 1512/НЮ). Рассмотрение дела назначено на 15 мая 2020 года.

 

19.05.2020 года Управлением вынесено определение об отложении рассмотрении дела (исх. N 1851/НЮ). Рассмотрение дела назначено на 09 июня 2020 года.

 

27.05.2020 года Управление направлен запрос в Управление Роскомнадзора Псковской области о предоставлении информации о СМИ, осуществляющих радиовещание на территории города Псков с долей информационного вещания не менее 80%.

 

09.06.2020 года Управление вынесло определение об отложении рассмотрении дела на 07.07.2020 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

09.06.2020 года Управлением направлен запрос в адрес радиостанций города Пскова.

 

10.07.2020 года Управлением направлен запрос оператору электронной торговой площадки ООО "РБ".

 

10.07.2020 года Управлением вынесено определение об отложении рассмотрении дела (исх. N 2980/НЮ). Рассмотрение дела назначено на 20 июля 2020 года.

 

20.07.2020 года Комиссия на основании пункта 3 части 1.1. статьи 47 Закона N 135-ФЗ принято решение об отложении рассмотрения дела, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Рассмотрение назначено на 07 августа 2020 года.

 

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду дело N 060/01/17-267/2020, а не N 060/01/1-267/2020.

 

 

27 июля 2020 года Управлением изготовлено заключение об обстоятельствах дела N 060/01/1-267/2020 (исх. N 4056/НЮ).

 

Возражений от лиц, участвующий в деле на заключение об обстоятельствах дела не поступило.

 

Согласно доводам Заявителя в техническом задании установлено требование о доле информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов, что создает преимущественные условия для потенциально единственного участника торгов - радиоканал "Э".

 

Ответчик с доводами Заявителя не согласен, в материалах делах содержатся пояснения по делу (исх. N 634 от 13.03.2020, исх. N 1490 от 06.07.2020), требование о доле информационного вещания не менее 80% обусловлена необходимостью, чтобы основной направленностью радиоканала было новостная, информационная, социальная.

 

Относительно расчета начальной (максимальной) цены контракта, а именно направления запросов коммерческих предложений ИП Ч., ИП К., ООО "Д" Ответчик пояснил, что они являются потенциальными участника аукциона, поскольку запрета на участие в аукционе только зарегистрированных СМИ не установлено, возможно заключение договора субподряда.

 

Рассмотрев все представленные документы, письменные объяснения, выслушав представителей ответчика Комиссия установила:

 

1. Пунктом 4 Технического задания (Описания объекта закупки) установлены следующие требования, предъявляемые к оказываемым услугам:

 

- СМИ, зарегистрированное в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации";

- наличие вещания в FM-диапазоне на территории города Пскова региональных радиопрограмм (региональных вставок) на информационном радиоканале;

- доля информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов;

- информационное освещение деятельности депутатов на русском языке;

- точность и достоверность подготовленных и размещенных материалов, сообщений и программ;

- оперативная подготовка и размещение, авторское написание информационных сообщений и радиопрограмм. Текст радиопрограмм должен быть представлен Заказчику на согласование не позднее, чем за три часа до выхода материала в эфир;

- использование материалов и сообщений официального сайта Псковской городской Думы, а также комментариев Главы города Пскова, Главы Администрации города Пскова, заместителей Главы города и Главы Администрации города Пскова, депутатов Псковской городской Думы, должностных лиц Администрации города Пскова;

- оказываемые услуги должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

Согласно информации Управления Роскомнадзора Псковской области (исх. N 4005-04/60 от 03.06.2020, в материалах дела) зарегистрированы следующие средства массовой информации - радиоканалы, имеющие тематику "информационная" и в Приложении N 1 к лицензии на осуществление радиовещания указано процентное соотношение вещания информационного направление не менее 80% к общему объему вещания часов в неделю.

 

Радиоканал

Свидетельство о регистрации СМИ/Лицензия на осуществление радиовещания

Соотношение вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю

Направление вещания, процентное соотношение

60 FM

31.03.2016 Эл N ТУ 60-00235; 05.04.2012 серия РВ N 20421

17 часов 26 минут

информационное (информационные программы об общественно-политической, культурной, социально-экономической, спортивной, молодежной жизни региона) 100%

Эхо Москвы

29.02.2012 Эл N ФС77-48736; 05.04.2012 серия РВ N 20421

150 часов 34 минут

Информация в области политики и спорта - 30%:

Информация политического, экономического, социального характера - 40%;

Информация культурно-развлекательного характера - 30%

105.3 FM

15.05.2018 Эл N ТУ60-00266; 27.06.2014 серия РВ N 25548

1 час

Информационное (новости) - 100%

Радио Шансон

30.12.2016 Эл N ФС77-68373; 27.06.2014 серия РВ N 25548

167 часов

Информационное - 10%

Музыкальное - 80%

Развлекательное - 5%

Культурно-просветительское - 3%

Образовательное - 2%

Норд-Вест Радио

30.07.2019 Эл N ТУ 60-00300; 10.12.2013 серия РВ N 24726

1 час

информационное (освещение событий политической и общественной жизни Пскова и Псковской области) - 100%

Европа Плюс

23.01.2012 Эл N ФС77-48287; 10.12.2013 серия РВ N 24726

167

Информационное (новости, репортажи) - 6%

Музыкальное - 94%

 

Комиссия Псковского УФАС России проанализировав заявку единственного участника закупки ООО "РА" установила, что участником в составе заявки, предоставлена лицензия на осуществление радиовещания серия РВ N 20421 от 05.04.2012 года.

 

Пункт 2.2 приложения N 1 к данной лицензии содержит направление вещания "Э" в следующем процентном соотношении: информация в области политики и спорта - 30%, информация политического, экономического, социального характера - 40% и информация культурно-развлекательного характера - 30%.

 

Согласно письменной позиции Заказчика (исх. N 1490 от 06.07.2020, в материалах дела) специального документального подтверждения соответствия 80% информационно вещания Заказчик не запрашивал ни на стадии изучения рынка, ни на других стадиях, в том числе исполнения контракта. Данное требование выдвигалось только для того, чтобы обозначить направленность канала.

 

Таким образом, установленное Заказчиком требование к оказанию услуги на радиоканале с долей информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов, не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между соотношение вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю и направлением вещания.

 

Анализ заявки победителя по данному критерию также не соответствует поскольку информационное вещание радиоканала "Э" на частоте 105.3 FM, с учетом спорта - 70%, что не соответствует требованию документации об аукционе.

 

Разделом 7 инструкции для участников закупки документации об аукционе установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, в том числе участник закупки обязан предоставить:

 

- копию действующего свидетельства о регистрации как средства массовой информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", выданного участнику закупки или средству массовой информации по соглашению/договору с которым участник закупки будет оказывать услуги, а также копию указанного соглашения/договора;

- копию действующей лицензии на радиовещание в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданной участнику закупки или иному лицу, по соглашению/договору с которым участник закупки будет оказывать услуги, а также копию указанного соглашения/договора.

 

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

 

Исходя, из вышеизложенного в действиях аукционной комиссии, по признанию заявки ООО "РА" соответствующей положению документации об аукционе, содержаться нарушения пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, указывающее на признаки нарушения части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии со статьей 1 Закона N 135-ФЗ, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушения порядка определения победителя (пункт 3).

 

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

 

Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

 

В соответствии с пунктом 3.7.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года N 567 (далее - Методические рекомендации), в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет".

 

Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций в целях определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

 

Для расчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик использовал коммерческое предложение (исх. б/н от 09.01.2020 года) Индивидуального предпринимателя Ч., ООО "Д" (исх. N 24 от 30.12.2019 года) и коммерческое предложение (исх. N 4 от 10.01.2020 года) Индивидуального предпринимателя К.

 

При этом, не один из вышеназванных субъектов согласно выписки из ЕГРЮЛ не осуществляет деятельность в области радиовещания (Код 60.10).

 

Таким образом, в действиях заказчика содержать признаки нарушения части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, так как в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

 

Материалы дела необходимо передать по подведомственности в орган внутреннего финансового контроля.

 

В рамках рассмотрения дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкурентной среды при проведении рассматриваемых электронных аукционов, который приобщен к материалам дела N 060/01/17-267/2020.

 

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона на оказание услуг по производству и размещению информационных сообщений и программ в эфире региональных радиопрограмм информационного радиоканала, направленных на освещение деятельности органов местного самоуправления города Пскова в сфере социально-экономической, общественно-политической, культурной и молодежной политики, рассматриваемого в рамках дела N 060/01/17-267/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

1) Временной интервал исследования определен периодом с 13.02.2020 по 17.0.2020 (дата исполнения контракта).

2) Предмет торгов в целях исследования определен как оказание услуг по производству и размещению информационных сообщений и программ в эфире региональных радиопрограмм информационного радиоканала, направленных на освещение деятельности органов местного самоуправления города Пскова в сфере социально-экономической, общественно-политической, культурной и молодежной политики.

3) Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, определен как состав участников электронных аукционов, которые подали заявки на участие в торгах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены.

 

Единственная заявка, поданная на участие в аукционе ООО "РА".

 

Оценка состояния конкуренции по результатам аукциона - отсутствовала конкуренция, в связи с подачей единственной заявки ООО "РА".

 

Кроме того, согласно информации, представленной радиостанциями (ООО "Р", ГТРК "П", ООО "РВ", ООО "РГ") участие в вышеназванном аукционе невозможно, ввиду несоответствия формальному признаку закупки "доля информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов".

 

Принятым заключением об обстоятельствах дела (исх. N 4056/НЮ от 27.07.2020 года) Псковским УФАС России предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции предоставить в Псковское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении.

 

В адрес Псковского УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела N 060/01/1-267/2020 не поступили.

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела N 060/01/17-267/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, считает, что в действиях Псковской городской Думы имеются нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требования к оказанию услуги на радиоканале с долей информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов, что не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между соотношение вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю и направлением вещания.

 

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 1 - 4 статьи 41, а не статьи 1.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 1, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России,

 

решила:

 

1. Признать в действиях Псковской городской Думы нарушение части 1 и пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требования к оказанию услуги на радиоканале с долей информационного вещания на радиоканале не менее 80 процентов, что не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между соотношение вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю и направлением вещания.

 

2. В связи с тем, что муниципальный контракт по итогам электронного аукциона заключен и исполнен, предписание об устранении нарушений не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.

 

4. Передать материалы дела в Контрольное управление Администрации города Пскова, в части принятия мер в отношении Заказчика в рамках своих полномочий.